Глоссарий

Агент — доверенное лицо, совершающее определенные действия по поручению другого лица от его имени и в его интересах. Юридическим основанием для выполнения агентом действий служит агентский договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, доверенность на выполнение различных действий, разовое поручение.
Агентирование:
1) выполнение агентом определенных обязанностей;
2) договоренности, существующие между двумя сторонами, когда одна сторона (агент) уполномочена другой стороной (принципалом) выполнять от ее имени определенные поручения по отношению к третьей стороне.

Агентский договор — договор между доверителем и агентом, определяющий характер работ, которых агент обязуется выполнить за счет и от имени доверителя за конкретную плату. В таком договоре, кроме перечня обязанностей сторон, содержатся также указания о порядке взаимоотношений с третьими лицами, сроке действия договора и условиях его прекращения, размере вознаграждения агенту, а также детали его отчетности перед заказчиком.

Ад Валорем — метод исчисления провозных платежей при перевозке ценных грузов либо размера таможенных пошлин в виде твердых ставок за единицу измерения товара в процентах от его цены.

Аддендум – поправка (приложение) к договору, в которую включаются согласованные сторонами новые условия и уточнения к нему. Часто используется при оформлении чартеров. Подписывается теми же лицами и при таких же условиях, как и чартер.

Аккредитив – функция, которую выполняет банк: произвести по просьбе и указанию импортера платеж экспортеру – при наличном расчете, или акцептировать тратту, выставляемую экспортером — при расчетах в кредит — в пределах определенной суммы и срока против предусмотренных документов (обычно коносамента, страхового полиса, счета-фактуры). Существуют такие виды аккредитива:
- безотзывный аккредитив, открываемый на определенный срок без права изменения или аннулирования до истечения этого срока;
- отзывный аккредитив, обязательство по которому может быть аннулировано банком в любой момент;
- переводной аккредитив, который может быть передан другому лицу;
- документарный или товарный аккредитив, оплачиваемый банком при предъявлении товарораспорядительных документов;
- компенсационный — аккредитив, открываемый покупателем в пользу продавца под обеспечение безотзывного аккредитива, открытого на имя покупателя лицом, которому покупатель перепродал товар;
- предварительный — аккредитив для оплаты еще не отгруженных грузов; выплата по нему производиться не против коносамента, а против складской расписки и подобных документов;
- револьверный — автоматически возобновляемый аккредитив;
- с «красным условием» — аккредитив с условием, по которому банк выплачивает авансом часть суммы;
- учетный — аккредитив в виде учета банком тратт, выставленных экспортером на покупателя;
- «чистый» — аккредитив, выплата по которому производится без предоставления продавцом отгрузочных документов.

Акцептование — форма расчетов по безналу между поставщиками и покупателями за отпущенные товары (услуги, работы), при которой банк по поручению клиента получает причитающиеся суммы на основании расчетных документов.

Акциз — вид косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф. Выборочный акциз распространяется на конкретный круг товаров и услуг массового спроса и предметов роскоши. Универсальный акциз представляет собой налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Арбитраж:
1) способ разрешения имущественных споров без вмешательства суда, а отдельными лицами — арбитрами или третейскими судьями — в порядке, предусмотренном договоренностью сторон или установленном законом;
2) специальный орган, решающий имущественные споры, возникающие при осуществлении торговых операций, поставке товаров и их перевозке и т. д.

Беспошлинный ввоз - ввоз на территорию данной страны продукции без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов.

Бондовый груз – не оформленный по таможенным правилам груз, хранящийся на складе. Только после уплаты всех налогов и пошлин, а также после должного оформления, может войти в обиход на территории страны, для которой предназначался.

Брокер – лицо, содействующее совершению розничных сделок между заинтересованными сторонами (клиентами) по их поручению и за их счет. За посредничество брокер получает брокерскую комиссию (вознаграждение), составляющую обычно 3-5 % от суммы сделки. Обычно эта сумма оговаривается в договоре.

Варрант - свидетельство, выдаваемое товарным складом о приеме товара на хранение с обозначением детальных характеристик товара; состоит из двух частей (складского свидетельства и залогового свидетельства) и является товарораспорядительным документом. Право владения складированным товаром может быть передано другому держателю варранта путем учинения на данном свидетельстве передаточной надписи. Залоговое свидетельство может быть использовано для получения займа под залог товара, а также продажи товара. Складированный товар выдается держателю полного, состоящего из обеих частей, варранта.

Ввоз – пропуск в страну через таможенную границу импортных товаров; основные правила, регулирующие условия ввоз товаров со стороны государственных органов страны, в которую ввозится товар.

Вес брутто – полная масса товара, вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней — тарой. Сейчас в ходе также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

Вес нетто — масса товара без тары и упаковки. Во многих странах при исчислении таможенного сбора в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.

Весовой сертификат («отвес») - документ, подтверждающий массу поставленного товара. Содержит в себе подробный перечень всех мест в каждой партии груза с указанием массы каждого места (отвесов). Весовой сертификат составляется весовщиками во всех пунктах хранения товара, и является бесспорным свидетельствованием фактической массы товара.

Ветеринарные и санитарные свидетельства — документы, удостоверяющие медицинскую безопасность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Предоставлять эти документы обязан грузоотправитель, который ответственный за возможные последствия.

Внешний коносамент — коносамент, выдаваемый на груз, отправляемый за границу.

Габариты - размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т. д.

Гарантийное письмо - документ, в соответствии с которым поручитель (гарант) принимает на себя обязательства в части определенных условий договора, например, условий транспортировки, платежа. Документ может быть истребован банком, если товарораспорядительные документы, предъявленные к оплате по аккредитиву, не полностью соответствуют предусмотренным условиям.

Генеральный полис - страховой полис, по условиям которого страхователь обязуется застраховать у страховщика, выдавшего такой полис, все имущество, получаемое или отправляемое им в определенных размерах в течение определенного срока. В генеральном полисе обязательно указывается сроки его действительности, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и ряд других специальных условий. По генеральному полису грузы считаются застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на все оговоренные в полисе этапы перевозки, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующее хранение на складах. То есть генеральный полис предусматривает сплошное страховое покрытие, что освобождает страхователя от дополнительных расходов на страхования груза.

Гратификация - денежное вознаграждение стимуляции заинтересованности агентов, брокеров и других участников торговой сделки в выполнении возложенных на них обязанностей.

Груз - перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. Основная классификация грузов: массовые; наливные; сухогрузы; навалочные/ насыпные; генеральные; экспортные грузы; импортные грузы.

Грузовая квитанция – документальное подтверждение принятия органом железнодорожного или внутреннего водного транспорта груза к перевозке, своего рода расписка перевозчика в принятии товарно-материальных ценностей. Грузовая квитанция составляется на имя конкретного грузоотправителя и выдается ему. В случае потери груза грузовая квитанция дает право на предъявление к перевозчику претензии и судебного иска.

Грузовая накладная - см. Транспортная накладная

Грузовая таможенная декларация - унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на все грузы, проходящие таможню. В нем отмечаются сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем товара. В Российской Федерации грузовая таможенная декларация совпадает по форме с Единым Административным Документом, но не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.

Грузовой поток (грузопоток) - количество грузов, перевозимых определенным видом транспорта за определенный период времени.

Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах.

Грузоотправитель - лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочной декларации (накладной).

Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен получить груз в пункте назначения.

Грузопоток - количество груза (товара) в тоннах, перевозимого в одном направлении за определенный период времени.

Декларант - лицо, перевозящее товары через таможню, или таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени.

Демередж – возмещение убытка железной дороге за простой вагона больше обусловленного времени.

Диспашер - эксперт, который фиксирует факт наличия общей аварии, определяет суммы убытков и распределяет их среди ее участников. Диспашер составляет диспашу на основе документов, отображающих детальные обстоятельства происшествия и подтверждающих характер, причину и размер убытка, стоимость поврежденного имущества. Диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан выдать им (за их счет) засвидетельствованные копии всех имеющихся в его распоряжении документов. Заключение диспашера о наличии общей аварии можно оспаривать в суде.

Договор перевозки - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения и в указанные сроки, а грузовладелец — оплатить оговоренную сумму перевозки.

Договор страхования - договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.

Единый транспортный тариф - единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных соединений на линиях, обслуживаемых разными перевозчиками.

Естественная убыль грузов - утеря, недостача массы грузов, возникающая при их транспортировке вследствие присущих этим грузам физических свойств (усушки, утруски, утечки и т. п.).

Железнодорожная накладная - документ, которым оформляется договор транспортировки груза посредством железной дороги. Является товарораспорядительным документом и подтверждением железной дороги в приеме груза к перевозке. Составляется грузоотправителем на станции отправления и следует с грузом до станции назначения, где выдается получателю. В железнодорожной накладной кроме обычных для транспортного документа сведений указывается требуемая скорость перевозки груза. В отечественной практике приняты условные значения таких скоростей (в км/сутки): для обычных грузов используется малая скорость, которая составляет для мелких отправок — 180 км, для повагонных отправок — 330 км, для маршрутных отправок — 550 км; для ценных и скоропортящихся грузов используется высокая скорость, которая составляет условно от 330 км (для мелких отправок) до 660 км (для рефрижераторных поездов со скоропортящимися товарами).

Импорт товаров - ввоз в страну иностранных товаров, технологий, услуг, капитала для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера, а также для транзита в третьи страны. Существует видимый импорт — импорт товаров, фактически ввезенных в страну и проданных на ее территории, и невидимый импорт — услуги, оплаченные в иностранной валюте, (например затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, страхование, услуги и др.). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Инвойс - см. Счет-фактура.

Инкассо - банковская операция: передач денежных средств от одних клиентов другим.

Интермодальные перевозки - см. Смешанный транспорт.

Информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля над логистическими операциями.

Кapантинный надзор - комплекс санитарно-охранных мероприятий по предотвращению ввоза в страну из-за границы эпидемических заболеваний и сельскохозяйственных вредителей и болезней. Карантинный надзор осуществляется путем карантинного досмотра транспортных средств и грузов, ввозимых в страну. Импортные грузы растительного и животного происхождения должны иметь ветеринарные и санитарные свидетельства, выдаваемые органами карантинного надзора страны-экспортера.

Коммерческая логистика - имеет дело не только с управлением материальным потоком, но и с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться деятельность по распределению.

Коммерческий акт - документ, который составляют перевозчики или его представители в удостоверение факта недостачи, повреждения или иного факта, ставшего причиной несоответствия описи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер потери (ущерба); имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.

Логистика маркетинг - функции логистики: анализирование потребностей в материальных ресурсах различных сфер и частей производства; анализ рынков действия компании, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентов. Перечисленные функции логистики позволяют решить задачи, поставленные маркетологам.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока.

Логистическая система - адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции. В нее входит несколько подсистем.

Логистическая функция - крупная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.

Логистическая цепь — линейно упорядоченное множество физических/ юридических лиц, осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или же до конечного потребителя.

Логистический инжиниринг — организация и управление комплексом или отдельным видом материально-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию с разработкой новых технологических процессов на производстве.

Логистический менеджмент — логистическое управление, которое обеспечивает точный учет временных и производственных факторов в целях совершенствования управления финансовыми, информационными, а также внутренними и внешними материальными потоками.

Логистические издержки – средства, нужные для реализации логистических операций: складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.

Макрологическая система — управление, охватывающее производственные, снабженческо-сбытовые, торговые транспортные предприятия и организаций в области.

Маркетинг логистических услуг — особенностью этого маркетинга является наличие большого числа и разнообразия потребителей; необходимо учитывать потенциальных покупателей определенного товара. Отсюда и характер требований на рынке к логистическому обслуживанию и затраты на него. Один из способов оценки логистического обслуживания основан на величине стоимости, на которую возрастает общая стоимость перевезенных или обработанных товаров.

Материалопоток — продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций; привязана к временному интервалу.

Материальный менеджмент — управление материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя.

Менеджмент логистического канала — корректировка канала распределения. Работа канала влияет на качество движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конченому потребителю.

Менеджмент снабжения – оптимизация грамотной работы материально-техническим снабжением.

Менеджмент цепи поставок — деятельность по удовлетворению потребностей производства в материалах с максимальной эффективностью.

Микрологическая система — система управления, охватывающая внутрипроизводственную логистическую деятельность фирмы, связанную с интеграцией подготовки и планирования производства со сбытом, снабжением, складскими работами.

«Навалом» — бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары используется термин «насыпью».

Навалочный/насыпной груз — груз, перевозимый без тары, «навалом», «насыпью» или россыпью (руда, уголь, зерно, удобрения и т.д.).

Накладная товарно-транспортная — см. Товарно-транспортная накладная.

«Наливом» — бестарная перевозка жидкого груза (нефти и нефтепродуктов, масел, спирта, жиров и т.п.) в специальныхх транспортных средствах — наливных судах (танкерах) и цистернах.

Негабаритный груз — грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при стандартном транспортировании. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется по особым правилам.

Непреодолимая сила — см. Форс-мажор.

Непрямая погрузка — погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда транспорт задерживается с подходом, груз его ожидает (например, на лихтерах) и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (вагона, автомобиля).

Нетто – вес товара без упаковки.

«Нечистый» коносамент — коносамент в котором сделаны некорректные данные о состоянии (качестве) перевозимого груза.

Нормы естественной убыли — размер допустимых естественных потерь в массе или объеме перевозимых грузов под воздействием естественных причин (усушки, утечки, утруски) в условиях нормального технологического процесса их хранения, перевалки и транспортировки, в пределах которых перевозчик не несет ответственности за недостачу (см. также Естественная убыль груза). Нормы естественной убыли для грузов, как правило, зависят от расстояния перевозки, количества перевалок, вида тары и времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке.

Нормы погрузки-выгрузки — договорные или нормативные условия, определяющие количество единиц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за оговоренную единицу времени; устанавливаются в целом для судна или на каждый его рабочий люк. Нормы погрузки и выгрузки при внешнеторговых перевозках фиксируются в чартере в единицах массы или объема груза за единицу времени или дается указание, что грузовые операции должны производиться по правилам портов либо «как обычно», либо «с обычной скоростью», либо «так быстро, как судно может принимать / сдавать груз». При перевозке грузов «навалом» время стояния судна под грузовыми операциями часто определяется в виде определенного количества дней и часов, отводимых под всю операцию (погрузка, выгрузка). При этом условия погрузки-выгрузки особо не оговариваются. Для танкеров время погрузки и выгрузки объединяется и исчисляется в часах в зависимости от размера судна.

Оборотный коносамент — коносамент, составленный на предъявителя или на приказ названного в нем лица. Держатель оборотного коносамента имеет право собственности на грузы и право на их выдачу по условиям документа.

Объем партии поставок товаров — обеспечивающие минимальное значение суммы двух составляющих — транспортно-экспедиционных расходов и затрат на формирование запасов.

Овертайм — сверхурочное время; погрузка в нерабочее время за оплату по повышенному тарифу.

Опасные грузы — груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной повреждения для транспортного средства или имущества, либо быть опасным для жизни и здоровья человека. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с правилами перевозки опасных веществ.

«Oт двери до двери» — современный способ доставки грузов со склада (завода, фабрики и т.п.) отправителя до склада, жилища (или другого согласованного места) получателя. Обычно такой способ транспортировки обеспечивается посредством контейнерных перевозок грузов. Перевозки «от двери до двери» оформляются документами, покрывающими доставку грузов данным способом.

Отгрузочная спецификация — товаросопроводительный документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию товара. В нем указывается место, количество и род каждого товара. Если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная отгрузочная спецификация. Отгрузочная спецификация — неотъемлемое приложение к договору купли-продажи или договору поставки. Обычно дополняет счет на поставку товаров разных сортов и наименований.

Оферта — предложение продавца покупателю о продаже партии товара на специальных условиях.

Перевозчик — лицо, осуществляющее перевозки или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства.

Претензия — требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами и обычаями, существующими в данной стране или порту. Претензии могут предъявлять как отправители, так и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления. В нем указывается наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; конкретные требования, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в оригинале.

Рейс — транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за промежуток времени между географическими пунктами или районами.

Рефрижератор — транспортное средство с холодильной камерой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы и т.д.).

Санкции — условие коммерческих сделок, предусматривающее право одной из сторон потребовать возмещения в размере и форме, предусмотренных сделкой, в случае неисполнения или некомпетентного исполнения другой стороной принятых на себя обязательств.

Сертификат:
1) письменный финансовый документ-свидетельство, удостоверяющее факт внесения его владельцем определенной суммы денег и предоставляющее ему вытекающие из этого права;
2) документ, удостоверяющий качество товара (сертификат качества).

Сертификат о происхождении товара — документ, подтверждающий страну-производителя или импортера товара; выдается торговой палатой или другим аналогичным учреждением страны происхождения товара и является необходимым в международной торговле. Представление сертификата о происхождении товара необходимо в случаях, предусмотренных законодательством страны ввоза или международными договорами для применения к товарам льготного режима или режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения (например, позволяет использовать преференциальный тариф) либо мер фитосанитарного или ветеринарного характера.

Синергетический эффект или сертификат «происхождения», или свидетельство о происхождении товара — достижение такого совокупного результата управления транспортом, запасами, хранением и другими функциями как единого целого, которое превосходит сумму отдельных слагаемых, рассматриваемых в качестве изолированных объектов управления.

Сквозная аккордная ставка — стоимость услуги сопровождающего при организации перевозки «от двери до двери» по специальным тарифам, куда входят стоимость погрузочно-разгрузочных работ в местах погрузки, выгрузки и перевалки, работ по упаковке товаров, их хранению, а также затраты экспедитора (сопровождающего) на таможенную очистку, страхование, оформление всех необходимых документов. Все эти расходы суммируются и предлагаются грузовладельцу в виде сквозной аккордной ставки.

Складская расписка или товарная квитанция — документ, подтверждающий принятие товара (груза) на склад для хранения и свидетельствующая о праве на владение товаром (грузом), находящегося на складе. Складская расписка может использоваться как залоговый документ (варрант) для получения ссуды и перепродажи товара.

Срок поставки — оговоренное в договоре и установленное в нем конкретное время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан получателю.

Срок доставки груза — период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз на место назначения и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для перевозки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе его выгрузка и погрузка), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении форс-мажорных ситуаций перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

Сроки хранения грузов — время, устанавливаемое правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места хранения (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки содержания грузов на складе зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и реализуются.

Страхование — меры, направленные на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на сторону страховщика за определенное вознаграждение.

Страхователь — сторона в договоре о страховании, на обязанности которой лежит уплата страховщику страховой премии за принятие на себя последним обязанности возместить страхователю убытки при страховом случае. Страхователь может заключить договор страхования, как в свою пользу, так и в пользу другого лица.

Страховой полис — документ, выдаваемый страховщиком в подтверждение договора страхования и содержащий его условия. В зависимости от объема страхования, срока действия договора, пределов ответственности его участников, специальных условий различают несколько видов страховых полисов.

Страховой случай — событие, от которого застраховались. Во время страхового случая страхователь обязан принять меры к спасанию и сохранению застрахованного имущества, относясь к нему так, как если бы оно не было застраховано. Страховщик обязан возместить страхователю его расходы по предотвращению и устранению убытка.

Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной передачи товара. Счет-фактура содержит подробное описание и цену поставляемого товара или услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара.

Таможенная декларация — заявление, представляемое на таможне распорядителем товара при его вывозе / ввозе за / из-за границу (ы). Таможенная декларация — основной документ, в соответствии с которым таможенные службы пропускают грузы через границу. На основе таможенной декларации исчисляется таможенная пошлина. Существуют различные формы таможенных деклараций: с указанием пошлины, без пошлины, для складирования и т.п.

Таможенная очистка:
1) выполнение комплекса необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу данной страны товаров и транспортных средств и предусмотренных таможенными правилами в отношении ввоза и вывоза грузов; включает таможенное оформление, уплату таможенных платежей и является необходимым условием «выпуска»;
2) разрешение таможни на ввоз (вывоз) товаров. Товар, прошедший таможенную очистку, называется товаром для использования и потребления в импортирующей стране.

Таможенная пошлина — налог, который взимается в связи с ввозом иностранного товара в страну (импортная пошлина), вывозом отечественного товара за границу (экспортная пошлина) или при провозе иностранного товара через территорию страны (транзитная пошлина). Таможенная пошлина определяется ставками таможенного тарифа. Взимание таможенной пошлины производится либо по твердым ставкам за единицу измерения товара (специфическая пошлина), либо в процентах от цены товара (адвалорная пошлина), либо сочетанием этих двух видов обложения (комбинированная пошлина).

Таможенное оформление — процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения его действия в соответствии с требованиями и положениями Таможенного Кодекса. По требованию таможенного органа лицо, осуществляющее перемещение через таможенную границу, перевозчик, владелец склада и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товара, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где они могут находиться.

Таможенные сборы — различные обязательные и необязательные, постоянные и временные сборы, взимаемые таможней помимо таможенных пошлин. К ним, в частности, относятся статистические, марочные, лицензионные, бандерольные, за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность товаров, санитарный контроль и др. Т.е. иногда вводятся в протекционистских целях.

Таможенный досмотр — проверка работниками таможни грузов, транспортных средств, ценностей и личных вещей, перемещаемых через таможенную границу; проводится в целях установления законности такой акции и определения характеристик предмета для обложения таможенной пошлиной, обнаружения предметов контрабанды.

Таможенный склад — склад, предоставляющий услуги по хранению под таможенным контролем импортируемых или экспортируемых товаров без взимания таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) и без квотирования и лицензирования экспорта и импорта в период хранения. Максимальный срок хранения товаров на таможенном складе — 3 года. См. также Бондовый склад.

Теория запасов — исследование закономерностей образования и расходования запасов и вырабатывающей рекомендации по оптимальному управлению ими. Дополнительные затраты.

Товародвижение — заключается в обработке, хранении и доставке товаров. В понятие входят функции управления производственными запасами, перевозки товаров, складирования и хранения, погрузочные и разгрузочные работы и упаковки.

Транзит — перевозка грузов из одной страны в другую через территории третьих стран. Вопрос о допущении транзита и его условиях является предметом торговых договоров и соглашений между отдельными странами. Различают прямой транзит — перевозки иностранных товаров под таможенным обеспечением, без помещения на таможенный склад; косвенный транзит — перевозки иностранных товаров, поступающих на таможенные склады, а затем — за границу.

Транзитная декларация — декларация на необлагаемые таможенной пошлиной транзитные грузы.

Транспортно-экспедиторское обслуживание — вид деятельности специализированных фирм, организаций, агентов, смешанных компаний по предоставлению широкого комплекса услуг, осуществляемых при транспортировке грузов и дополняющих работу основных перевозчиков и владельцев товаров.

Транспортно-экспедиционное обеспечение — деятельность экспедиторов по планированию, организации и выполнению доставки товара от мест их производства и до мест потребления и дополнительных услуг по подготовке партий отправок к перевозке, включая информацию и страхование.

Транспортные характеристики груза — режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

Упаковочный лист — товарный документ, содержащий перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, контейнер, кипу и т.п.), который необходим тогда, когда в одной упаковке содержатся разные по ассортименту товары. Упаковочный лист подписывается упаковщиком и вкладывается в каждое грузовое место с таким товаром. Упаковочный лист используется в качестве дополнения к счету-фактуре при отправке большого количества наименований товаров или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны. Упаковочный лист и счет-фактура имеют практически одинаковое содержание, за исключением цены, которая в нем не указывается. Упаковочный лист следует отличать от контейнерной отгрузочной спецификации, используемой в других целях.

Управление запасами — вид производственной деятельности, которая систематизирует работу, связанную с запасами.

Ущерб:
1) убытки, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода;
2) вред, наносимый деятельностью, действиями одного хозяйствующего субъекта другим или окружающей среде, людям.

Финансовый поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой финансовых средств, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Форс-мажор — возникновение чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора. Форс-мажор разделяется на: непреодолимую силу и юридический форс-мажор. К непреодолимой силе в договорной практике относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения) или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить (или возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить). Обычно непреодолимая сила является обстоятельством, освобождающим от ответственности. К юридическому форс-мажору относят решения высших государственных органов (запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.), революции, войны, забастовки и т.д. Как правило, стороны устанавливают случаи непредвиденных обстоятельств и их правовые последствия в договорном порядке.

Франко — в договорах купли-продажи или поставки — термин, применение которого в сочетании с обозначением какого-либо пункта назначения, означает, что покупатель «свободен» от расходов по страхованию и транспортировке товара до этого пункта (во внешнеторговых сделках, если для достижения обозначенного пункта товар пересекает границу, — и от его таможенной очистки). Например, франко-вагон — условие, по которому продавец обязан получить вагон и погрузить в него товар за свой счет и риск; франко-завод — условие поставки, по которому продавец грузит за свой счет товар на транспортное средство, а все дальнейшие расходы несет покупатель.

«Чистый» коносамент — коносамент, не содержащий каких-либо пометок (оговорок) о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковке. Необходимость предъявления «чистого» коносамента является обычным условием запродажных контрактов, без соблюдения которого продавец, как правило, не может получить в банке причитающиеся ему за товар платежи. Банк может не принять коносамент с пометками (оговорками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются. В международной практике торгового обращения «чистый» коносамент зачастую выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего.

Экспедитор — работник предприятия (фирмы), осуществляющий получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товарораспорядительных документов, а также упаковку, маркировку грузов, их хранение и др.

Экспедиция:
1) договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (клиента) отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора;
2) предприятие или отдел предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.

Экспортная пошлина или вывозная пошлина — см. Таможенная пошлина.

Ярлыки опасности — ярлыки, используемые при перевозке опасных грузов. Ярлыки опасности могут быть разных цветов с соответствующими символами в зависимости от класса опасного груза и ясно написанный номер класса последнего.